Твой волейбол

Как выбрать преподавателя по вокалу и обрести голос

Всем привет. Меня зовут Максим. Я учусь вокалу больше трех лет и за это время сменил больше 10 педагогов.

Первые шаги в пении сделал в 20 лет, год отходил в музыкальную школу. Там пару раз пел на публику «Коня» с хором. Потом 7 лет не занимался пением, разве что любительски бренчал на гитаре «Нирвану» и «Арию». Профессионально начал заниматься уже в 28. Нот не знаю.

С концерта

Знаю, что многие новички-вокалисты боятся, что слишком поздно начали. На самом деле это бред. Я видел людей, которые начинали и после 20, и после 30, и после 40. Да я и сам начал «поздно», но прогрессом вполне горжусь.

Знаком с вокалистом Димой лично. Он мотался по разным педагогам много лет и научился сносно петь только после 22

Если говорить о начале пути, все было просто: я зашел на profi.ru, вбил диапазон рядом со своим домом (живу в московском Выхино) и нашел преподавательницу, что мне больше всего понравилась по анкете и общению. Как потом оказалось, мне с ней повезло и не повезло одновременно.

Тогда я был неопытен в выборе, но за годы учебы, думаю, научился отличать хорошего преподавателя от плохого. Расскажу, как не допустить моих ошибок.

 

Время и деньги

Чтобы научиться петь, потребуется много времени и денег, но все индивидуально. Я бы ориентировался примерно на 5 лет, как при получении высшего образования. Такой вывод сделал по своему опыту и опыту других учеников.

Средняя цена за занятие по Москве, согласно profi.ru, составляет около 1700 ₽. За три года я потратил примерно 264 000 ₽. Вокальные школы я совсем не рассматривал, всегда занимался один на один. 

Теоретический минимум

Голосовой аппарат. Устроено все очень сложно: связки должны правильно смыкаться, контроль подсвязочного давления, надгортанник работает, шея должна быть расслаблена, челюсть должна открываться, но при этом быть расслаблена. 

Но зная все это лучше петь не получится: чем больше знаешь, тем больше заморачиваешься и меньше поешь.

Если все-таки интересно узнать, как голосовые связки влияют на звук

Регистры. Грубо говоря, есть два регистра, или два типа типа смыкания связок: 

  1. Грудной регистр — это мышцы, которые смыкают голосовые связки, когда вы говорите. В грудном регистре находятся преимущественно низкие ноты.
  2. Головной регистр — это мышцы, которые позволяют смыкать ваши связки на высоких нотах.
  3. Фальцет — недосмыкание связок.

Головной регистр отличается звонкостью, полетностью и певучестью звука. Еще его называют миксд. На нем удастся спеть высокие партии. Известные вокалисты поют большую часть песен в головном регистре, даже Моргенштерн. Грудной регистр звучит ниже, хотя и на нем можно брать высокие звуки. Но получится не пение, а крик.

Есть люди, которые владеют головным регистром от природы, поют в нем без многолетней подготовки. Они на нем говорят, и сами этого не замечают. Честер Беннингтон, Оззи Осборн, Фредди Меркьюри, насколько я знаю, не занимались вокалом и не ходили годами к педагогам. Но таких людей единицы. И на вопрос «как научиться петь» отвечу — без педагога, скорее всего, никак. 

Диапазон и тип голоса. Если когда-нибудь ходили на оперу, наверняка рядом с именем исполнителя видели приписку вроде «сопрано», «бас», «баритон». Она указывает на тембр и диапазон голоса: сколько нот он охватывает и насколько они высокие.

Диапазоны

Я баритон, то есть голос у меня скорее низкий. Я могу петь достаточно высоко, добираясь до высоких нот у тенора, но пока предпочитаю «Браво», Сюткина, Стрыкало, «Элизиум». К высоким песням по-прежнему не готов.

У баритона голос более мясистый, чем у тенора, но вместе с тем баритон не может петь так же высоко, как тенор

Еще вокал делится на эстрадный и академический (опера). И те и другие исполнители поют в головном регистре. Только в эстраде звук максимально выводят вперед и делают его звонким и чистым. А в академе слегка глубят, добавляя объема. Если хотите петь эстраду, желательно, но не обязательно идти к тому преподавателю, который сам практикует этот стиль пения.

Разница в голосах у артистов Королевской оперы 

Однако в эстраде нет таких четких правил и градаций, как в опере. Здесь и баритон, и тенор поют примерно в одном диапазоне. Тенор, может, и возьмет на полутон-тон выше баритона, но уже на таких верхах, где и песен толком нет. В эстраде и баритон, и тенор, и все отличаются скорее по тембру. У тенора голос потоньше и позвонче, как у Честера Беннингтона из LP или Декстера Холланда из «Оффспринг», у баритона пошире, как у Адама Гонтье из Three Days Grace или Григория Лепса. 

Честер Беннингтон

Диапазон поставленного тенора и баритона позволяет спеть почти все мужские песни. В эту компанию не очень вписывается бас. Голос у него широкий, и ему больше всего подходят низкие песни — Rammstein или Шаляпин, а их меньше. Бас не споет AC/DC, а вокалист AC/DC не споет Rammstein. Во каждом диапазоне есть плюсы. 

Негативный опыт, или как понять, что преподаватель, скорее, всего вас ничему не научит

Негативного опыта у меня хватает: есть и явный, и неявный. К неявному я бы отнес топтание на одном месте с ложным ощущением прогресса (хотя небольшой рост все же был). К явному — педагогов-неумех, которые могли сорвать и испортить голос.

Я упоминал в начале, что год занимался в музыкальной школе. Думал, что научился петь лучше и неплохо прогрессировал. Однако за это время преподавательница не взяла со мной ни одной правильной ноты. Это я понял позже, найдя преподавателя на profi ru.

Моя преподавательница, назовем ее Света, 26-летняя девушка с мощным голосом (ниже я расскажу, почему отмечаю возраст преподавателя). Мне повезло, я занимался за 1100 ₽ за одно занятие, впоследствии для новичков Света подняла цену до 2500 ₽ (я занимался по старой).

Мы занимались по методике Сэта Риггса, комбинированной с личными наработками Светы и ее учительницы. Школа Сэта Риггса — одна из самых популярных. Риггс тренировал Дженнифер Лопес, Майкла Джексона, Барбру Стрейзанд, Тину Тёрнер. 

Суть его метода в том, что есть как бы 3 типа звука: грудной, головной, миксд. В головном регистре и миксде одинаковая модель смыкания связок. Сначала певцу через обычный фальцет ставят как бы плотный фальцет, то есть головной регистр. И после того, как мышцы окрепли, ученика уже выводят на миксд. Мышцы укрепляются засчет того, что вы делаете регулярно правильные упражнения. Плюс теоретически через эту методику меньше шансов зажать голос, что может произойти на миксде.

Поначалу я ничего не понимал. Какой-то новый звук, непонятные ощущения. Хотел как раньше — реветь «Ленинград» привычным голосом. Но Света настраивала меня на новый, «головной» лад. В конце концов я свыкся. Несколько раз приходил к другим преподавателям, чтобы они ответили на вопрос, точно ли это то, что нужно. Сказали, да, все нормально, но не хватает подсвязочного давления. Чего?

Сет Риггс

По методике Риггса меня учили первые полтора года, из-за нее я просто… потерял полтора года. Проблема в том, что я учился плотному фальцету. А это не совсем певческий звук, скорее фишка голоса, не основа. А основа — это миксд. И на него можно было выйти сразу, но через другие упражнения, которыми со мной Света не занималась.

И однажды у меня на распевке случайно получилось взять довольно плотно несколько нот. Света начала раскачивать этот звук. Я ей говорил, что пою на грудном. А оказалось, это миксд. Профессиональный звук, который я мог бы взять на первых же занятиях через правильные упражнения, а пришел к нему только спустя полтора года и то случайно, напев что-то под нос.

Я наконец-то запел на миксдовом звуке без «головно-фальцетных» причиндалов. Записывал в день по миллиону треков и скидывал Свете в WhatsApp.

Переписка с учителем

И тут я сорвал голос. Полтора месяца не пел, делал ингаляции антибиотиками, ходил по лорам и фониаторам (они изучают патологии голоса), делал ларингоскопию. Потратил примерно 10 тысяч рублей:

  1. Прием у платного фониатора стоит около 3500 ₽, но раз в год можно попасть к бесплатному, что я и сделал.
  2. Ларингоскопия — около 3000 ₽.
  3. Ингалятор стоил 2000—3000 ₽.
  4. На лекарства тоже ушло 2000—3000 ₽.

Моя ошибка заключалась в том, что я слишком увлекся криками, занимаясь дома самостоятельно. Я путал миксд и грудной: ревел высокие ноты на грудном, который для них не предназначен. Да еще и выбирал сложные высокие песни Linkin Park и Three Days Grace, где вокалисты используют особые техники звукоизвлечения. Невольно пытаешься подражать, делаешь это неправильно и еще сильнее зажимаешь голос.

После мы со Светой расслабляли и оживляли голос. Появился полностью пропавший фальцет, получались какие-то мелодии. Даже песни с соль первой октавы более-менее выходили, а это когда-то казалось мне невыполнимым.

А потом раз, и Света упорхнула в сольную карьеру. Я взгрустнул, но отправился на поиск другого преподавателя — через меня прошло больше десяти человек за два с половиной месяца. Чего я только не наслышался и не навидался. Основные ошибки:

Нерезультативные упражнения. Одна преподавательница начинала занятия с дыхательной практики вроде гимнастики Стрельниковой, на что уходило 10 минут из часа занятия. И не давало никакого эффекта, дышать я и так умею. Одно занятие с ней стоило недорого — 1000 ₽, но платить просто так мне не хотелось.

Редко бывает, что человек не может без одышки сказать нескольких слов. С такими певцами действительно стоит сосредоточиться на дыхании внимание. Если вы спокойно разговариваете в жизни, значит, и с певческим дыханием проблем не будет. Поэтому преподаватель, который зацикливается на дыхании, впустую тратит ваши время и деньги.

Неумение убрать крик из вокала и распевки, травмирующие голос. После дыхательных упражнений с этим же преподавателем была распевка на букву А. Но это очень широкая буква. И так как голос у меня был не поставлен, я улетал в крик уже в середине диапазона. Но преподавательница не обращала внимания, несмотря на мое искаженное от боли лицо. 

Неумение плохо по двум причинам: крик — это не пение, да и голос можно сорвать.

Непонимание, где у ученика грудной, а где головной регистр. Один из преподавателей прямо сказал, что не уверен, на головном ли я сейчас пел. Была бабуля, которая толком и не знала о головном регистре. Она считала мои громкие ненапряжные ноты «криком» и уводила куда-то в самый низ, где и песен нет, разве что у Rammstein для баса. А я не бас, низко петь мне неинтересно.

Непонимание — плохой сигнал, потому что показывает некомпетентность преподавателя. С таким учителем далеко не уедешь. 

Манеры. Один из преподавателей сначала называл меня «челом» и «мужиком», потом пассивно агрессировал. Убитый, я возвращался домой с мыслями, что у меня никогда не запою.

Лучше заниматься с преподавателем, который поддерживает и уважает ученика.

Позитивный опыт, или идеальный преподаватель по вокалу

Попытки с десятой я нашел своего преподавателя — обратился в педагогу, который обучал Свету. Ей за 50, она знакома и с техниками Сэта Риггса, и с советскими мэтрами вроде упомянутого Кравченко.   «Секреты бельканто: книга для начинающих певцов» Александра Кравченко

Среди ее учениц та самая Света, которая чудесно поет, но все же не столь замечательно преподает. И еще несколько десятков профессиональных вокалисток и вокалистов, которые поют в опере и не только. Я занимаюсь удаленно по вотсапу за 1500 ₽ за 45 минут, вживую стоит около 2500 ₽. 

При этом сама Светлана Сергеевна (назовем ее так) не обладает голосом, от которого рушатся стены. Но благодаря ей я снял спазмы, расслабил голос и могу петь по 2 часа в день, не разваливаясь на атомы. На мой взгляд, составляющие хорошего опыта:

Преподаватель сам прошел весь путь. Желательно, чтобы учитель сам прошел через все то, что проходите вы. Словом, между одаренным преподавателем и тем, кто работал, чтобы поставить себе головной и миксд, я бы выбрал второго. В таком случае преподаватель поймет ваши трудности.

Бытует мнение, что хороший певец — хороший учитель. Как я узнал на примере Светы, это не так. Например, Фредди Меркьюри пел миксдом от природы, для него такой голос — обычный, естественный. Вряд ли он подсказал бы, как на него выйти, потому что он не выходил на него, а сразу пел как надо.

Возраст и годы опыта. Я не раз подчеркивал, сколько лет было моим учителям. Я думаю, желательно заниматься с человеком лет за 40, который специализируется именно на постановке голоса, а не на том, чтобы временно подзаработать, а потом улететь на сцену, бросив вас в растерянности. 

Последнее распространено у преподавателей до 35. Они веселые, но здесь куда важнее опыт и постоянство. А большого опыта в преподавании у 25-летних девушки или парня нет. Бывают и хорошие молодые преподаватели, но это редкость. Многие же скорее заинтересованы в сольной карьере, а преподают временно, пока их не заметили продюсеры.

Успешное портфолио. Не зацикливайтесь на мощности голоса у педагога. Лучше узнайте, сколько у него было учеников, которых он научил петь профессионально. И послушайте, как поют они. Вы пришли поставить свой голос, поэтому вам и нужны примеры уже поставленных голосов.

Профи ру — 4000 специалистов но кто из них нормальный

Строгость и доверие. Преподаватель должен оставаться строгим, но справедливым. Если высокие песни получаются с криком и напряжением, возьмите композиции полегче. Хороший преподаватель предупредит и поможет подобрать более подходящую песню. Прислушивайтесь к выбору. Это расслабит голос, а к верхам вернетесь позже. Во многом я топтался на месте из-за того, что брал слишком сложные песни, которые только зажали голос. Начал бы с чего попроще, прогресс был бы стремительнее.

Чтобы высылать записи, хватит и микрофона у телефона

Оборудование для записи песен и голоса

А вот если планируете записать что-то дома в профессиональном качестве, понадобятся микрофон и звуковая карта. Мой микрофон AKG P420 стоит около 15 000 ₽. Звуковая карта Focusrite за 10 000 ₽

Позитив. В голосе очень важно быть уверенным в себе, занятие должно приносить удовольствие. Когда я сомневался в себе или некоторые преподаватели давили (было и такое), у меня не получались даже те песни, в которых я был уверен. Преподаватель должен устраивать как человек. Если он унижает, отталкивает, раздражает, лучше сменить учителя.

Контроль занятия

  • Четкое понимание головного и грудного регистров у преподавателя. Учитель должен сразу же отличать головной от грудного, но не зацикливать на этом ученика. Преподаватель также должен знать, что такое головной регистр, миксд, фальцет. Если он считает, что головной регистр — это когда в носу вибрирует, бегите. Учитель некомпетентен.
  • Здоровая осиплость. Иногда после занятий голос слегка осипает. Это нормально: мышцы устают, и вырабатывается новая мышечная привычка. Обычно осиплость проходит через  
  • Кашель. Иногда прямо на занятии будете кашлять после партий. Кашель тоже бывает разный. Есть кашель здоровый, при котором мышцы привыкают к новой технике звукоизвлечения. А есть больной кашель, возникающий из-за зажимов. Спросите у преподавателя, какой тип кашля у вас в данный момент. Он подскажет.
  • Попытки глубоко понять, как устроен голос, заморочки с дыханием. На мой взгляд, ученик не обязан разбираться во всех деталях голосового аппарата и во время пения думать, как он работает. А преподаватель не должен позволять заморачиваться. Если легко и ненапряжно — значит, правильно. А насчет дыхания я уже рассказывал. На мой взгляд, если нет проблем с дыханием в обычной речи, в пении дышать тоже будет легко и учиться специально не нужно. 
  • Работа с плотным фальцетом. Или головным по Сету Риггсу может быть не только бесполезной, но даже и вредной, считает мой педагог Светлана Сергеевна. Такой фальцет — скорее фишка голоса, как свистковый регистр, самый высокий у человеческого голоса. А если не освоены азы миксда, о каких фишках речь.
  • Крик. Преподаватель должен моментально останавливать пение с напрягом. Никаких криков. Крик — это не громкий звук, крик — это звук, при котором певец испытывает напряжение в шее. В гортани возникают спазмовые ощущения, на лбу выступает пот. Если преподаватель вас не останавливает и вы продолжаете петь так несколько занятий, он некомпетентен. Такой учитель, скорее всего, зажмет и сорвет вам голос.
  • Преподаватель не должен смеяться над вами. Во время занятий певцы издают очень странные и страшные звуки в поиске правильного звучания. Это нормально. И если преподаватель смеется, он ведет себя непрофессионально.

Выводы и личные советы

К тому, что я уже сказал, добавлю еще кое-что из личного опыта:

  1. Ответственно подходите к поискам препода. Но когда нашли, доверьтесь ему полностью и делайте, как они говорят. Иначе сами же себе навредите. 
  2. Регулярно высылайте записи голоса преподавателю на оценку.
  3. Заниматься желательно не более часа в день и петь только песни, в которых либо нет напряжения, либо самый минимум. С непоставленным голосом вы быстро вымотаете голосовой аппарат и будете петь с напрягом. Организм запомнит этот напряг, и в следующий раз сразу запоете неправильно. Лучше меньше, но лучше.
  4. Пойте песни исполнителей одного с вами пола, так проще копировать тембр. Мальчикам лучше слушать и петь мужские песни. Девочкам — женские.
  5. Не бойтесь критики и непонимания родных, слушайте в первую очередь преподавателя по вокалу. 
  6. Не забывайте хвалить себя. Преподаватель лишь подсказывает верное направление, трудитесь и получаете результат именно вы.
Понасенков тоже поет на головном но у него он плохо поставлен

И последнее, но не менее важное: отбросьте восторги и взгляните на занятия критично. Ваш преподаватель может быть добрым, внимательным, чутким. Но если вы чувствуете, что топчетесь на месте, что вам дискомфортно, что кричите на занятиях — остановитесь. Голос один, жизнь тоже. Хотите ли вы тратить время, деньги и здоровье впустую только потому, что преподаватель — няшка?

Чек-лист для поиска и занятий

Exit mobile version