Твой волейбол

Правила секунд в баскетболе

Для того, чтобы баскетбол оставался динамичной игрой, были придуманы правила секунд. Вообще они обычно опускаются и не соблюдаются в любительской игре, но на профессиональном уровне за этим строго следят.

Правила секунд не были придуманы с самого начала баскетбола. Их ввели только в 1954 году. Дело в том, что в НБА матчи стали более медлительными. Стоило одной команде начать вести в счете, как ее игроки начинали просто пасоваться и играть на фолы. Игра становилась грубее, жестче, медлительнее. Тогда Дэнни Байясон (владелец одного из клубов) предложил ввести временные рамки для пребывания на чужой и своей половине поля. В итоге количество забитых мячей увеличилось на 20%, а темп игры вырос в разы.

Ниже будут описаны основные временные рамки для игры, но стоит помнить одну деталь. Игрок находится в определенной зоне только тогда, когда обе его ноги располагаются за линией. Это пересекается с правилами во многих видах спорта. Частый пример — футбол и правила офсайда. Таким образом, судья постоянно должен следить за ногами игроков и в случае чего смотреть повторы спорных моментов.

Правило 3 секунд

Это правило распространяется на атакующую команду. Под кольцом находится так называемая «краска» — это самая маленькая зона на поле, которая лежит непосредственно под щитом. Именно оттуда совершаются 2-очковые броски, а также там происходит самая напряженная борьба. Проводить в этой зоне можно не более 3 секунд, в противном случае нарушение будет караться аутом, а мяч перейдет к другой команде. 

Сейчас в правилах НБА существуют исключения для этого правила. Например, нельзя наказать игрока за пребывания в «краске» дольше положенного времени, если он сам находится в игре не дольше 3 секунд. Также исключение делается для ведущего мяч, если он направлялся к границе зоны. Однако сейчас исключения делаются очень редко, так как в НБА и других высших лигах удержаться в «краске» дольше 3 секунд — это трудная задача. Игроки там сильно толкаются и опекают, так что-либо у команды получается сделать бросок, либо она уходит на свою половину поля не с чем.

Правило 5 секунд

У этого правила существует два варианта. Первый говорит о том, что если игрок не вбрасывает мяч с аута в течение 5 секунд, то ему объявляется нарушение, а мяч переходит противнику. Такой вариант редко используется в современной игре. Дело в том, что игроки в баскетболе всегда подвижны, а значит разыграть мяч и дать пас всегда есть кому. Свободные партнеры часто могут вернуться назад или просто подойти вплотную.

Второй вариант говорит о том, что если форвард находится под опекой противника в защитной стойке на расстоянии менее метра и удерживает мяч, то ему объявляется нарушение. Иначе это правило называется «плотноопекаемый игрок». Работает это проще, чем звучит. Если взять мяч в руки рядом с противником, но не отдавать пас, не совершать броски, то через 5 секунд будет объявлен аут. В НБА практически не встречаются нарушения такого рода.

Правило 8 секунд

В официальных правилах баскетбола этот пункт излагается довольно подробно, но суть его можно описать просто. Если команда не выводит мяч со своей половины поля в течение 8 секунд, то им засчитывается нарушение. «Обнулить» таймер можно, если попасть во вражеского игрока или увести мяч в аут. Интересно, что попадание в судью также сбрасывает отсчет 8 секунд.

Вместе с этим правилом не стоит забывать и о возможном нарушении средней линии. Если команда перешла на чужую половину поля, то она не может возвращаться на свою зону. Пересечение средней линии обеими ногами будет означать нарушение. Поэтому не получится лавировать в районе центра поля, перекидывая мяч с чужой половины на свою. 

Правило 10 секунд

Игрок должен совершить штрафной бросок в течение 10 секунд. Если судья назначил такой вид санкций, то команды собираются под кольцом, а в центр выходит один из спортсменов. Никто не будет ему мешать делать броски, но обе команды ждут, чтобы в нужный момент подобрать отскочивший мяч. В НБА это правило нарушается реже всего, так как никто из игроков не собирается силами или разумом настолько долго.

Правило 24 секунд

Команда должна завершить атаку в течение 24 секунд. В противном случае ей назначается нарушение, а мяч уходит в аут. Как и для любых правил, здесь имеются исключения. Например, в случае броска, правило 24 секунд игнорируется, если мяч покинул игрока и ударился о щит, попал в кольцо. В противном случае право владения получает другая команда.

Если судья остановил игру из-за причин, которые не связаны ни с одной из команд, то мяч нужно вернуть игрокам, которые владели им до этого. Это же правило работает и в других случаях. Если команда играет с мячом, но по какой-то причине (не фол и не нарушение правил) судья остановил игру, то игроки получают право на владение.

Стоит сказать, что если команда имела на момент остановки меньше 14 секунд на атаку, то ее «таймер» вновь отматывается к этому времени. То есть игроки не могут иметь по правилам баскетбола менее 14 секунд на вражеской половине поля. Это правило иногда нарушается в НБА, так что за его соблюдением стоит внимательно следить. 

30 секунд

Команда должна попытаться забросить мяч в течение 30 секунд. Если игроки при владении не соблюдают этого правила, то объявляется аут. Любая остановка игры будет означать сброс таймера. Это правило довольно сильно напоминает похожее о 24 секундах, что неслучайно. Дело в том, что в реальном баскетболе спортсмены и судьи практически не пользуются положением о полуминуте, так как его нарушение почти всегда сопровождается нарушением одного из вышеперечисленных пунктов.

Интересно то, что прикосновение оппонента к мячу не дает нового отсчета 30 секунд, так как нападающая команда не перестала владеть им. В реалиях профессионального спорта — это очень редкий случай, когда судья буквально вспоминает о наличии данного правила. Игроки уже за половину этого времени успеют собраться и совершить бросок.

Правила, которых нет

Часто в любительском баскетболе можно услышать о правилах 7, 14, 15 секунд. На самом деле, эти временные рамки выдуманы или просто уменьшены для большей скорости игры. Кто-то может специально уменьшать или увеличивать промежутки, чтобы играть было комфортнее. В школах часто не соблюдаются правила 24 и 3 секунд, так как их нарушения случаются слишком часто. Преподаватели предпочитают закрывать глаза на нарушения или увеличивать промежутки времени для учащихся.

Уменьшают промежутки в «коротком» аналоге баскетбола — стритболе. Но там эти изменения не обоснованы. Меньшая площадь поля и сокращенный состав игроков не дают судья право менять самые основные правила, введенные в 1954 году.

Фол

Для того, чтобы баскетбол оставался ловкой и техничной игрой, было введено понятие фола. Это нарушение, которое может быть предъявлено игроку, вступившему в слишком жесткий контакт с соперником. Поэтому в баскетболе нельзя выставлять широко руки, сгибать сильно ноги в коленях, принимать неестественное положение тела. 

Также запрещено бить соперника по рукам или ногам, обхватывать его и фиксировать в таком положении. Нельзя толкаться в торс или любую другую часть тела. Блокировка противника тоже должна проходить по определенным правилам. Опекун часто подчиняется так называемому правилу «цилиндра». Он может стоять на одном месте, перемещаясь и твердо становясь на две ноги, а также выпрыгивать вертикально вверх.

Существуют различные способы наказания за фол. Самое легкое — это передача мяча другой команде, объявление игрока в ауте. Судья сам решает то, как расценивать действие игрока. Он может дать соперникам совершить один штрафной бросок, максимум — три. Если игрок наберет 5 (6 в НБА) фолов, то его дисквалифицируют до конца матча. Можно сразу удалить спортсмена с поля, если его поведение было крайне неспортивным. В таком случае объявляется дисквалифицирующий фол.

Вывод

Все эти правила довольно сложные для понимания и запоминания, но они для этого и не создавались. В процессе игры и получения предупреждений игроки начинают лучше чувствовать темп игры. Баскетбол именно поэтому иногда называют «быстрыми шахматами». Спортсмены учатся быстро принимать решения и достигать цели. Никто не стоит на поле и не считает про себя заветные 5 или 10 секунд. Игроки играют быстро, а зрители наслаждаются красивой и зрелищной игрой.

Exit mobile version