Хоккейные правила менялись множество раз с момента первой официальной игры 3 марта 1875 г. в Монреале. Тогда на ледовой площадке могло находиться по 9 человек, а играли команды деревянной шайбой, не проводя никаких замен. В 1877 году были изобретены первые официальные правила. Их было всего 7, но во многом они стали определяющими для будущего развития хоккея.
Количество игроков в то время сократилось до 7. В те времена даже шайбу вводили немного по-другому: арбитр просто клал шайбу на лёд, разводил в стороны клюшки и, подавая определённую команду, отпрыгивал от «эпицентра событий», а игроки боролись за игровой диск. Через 2 года шайба стала уже резиновой.
Справка! На сегодняшний день её размеры следующие: диаметр 7 сантиметров 6,2 миллиметра, а толщина диска 2,54 сантиметра. Масса – 170 грамм.
Спустя время игра обретала популярность и уже в 1885 г. была создана первая хоккейная ассоциация. Сегодня же хочется рассказать о современных правилах хоккея.
Основные термины
Силовой прием – контактный прием игрока по отношению к сопернику, позволяющий завладеть шайбой. Допускается прием с использованием бедра, плеча или всего тела, либо спереди или сзади, если не повреждает наиболее уязвимые места, не приводит к инвалидности или смерти.
Половина поля атаки (защиты) – нападающая команда распределена на половине поля игроков-соперников, а если в защите, то на площадке, ограниченной красной разделительной линией и своими воротами.
Выход один на один с вратарем – ситуация, когда атакующий соперник, пытающийся овладеть или владеющий шайбой, выходит один на один с вратарем, других партнеров по команде или соперников поблизости нет, либо между вратарем и атакующим полевые игроки отсутствуют, либо зашла за защитную линию в процессе атаки, или ситуация позволяет забить ее в ворота соперников.
Борьба за шайбу – борются одновременно 2 или более полевых игроков. В такие моменты правилами разрешаются столкновения между соперниками, если основная цель шайба.
Конфронтация – инцидент между соперниками в игре, неспортивное поведение, сопровождающееся физическим контактом.
Владение шайбой – под контролем спортсмена шайба находится длительный период. Он ее ведет, пока не забьет в ворота соперников, тогда она уже будет считаться свободной.
Отскок – случайное передвижение шайбы после отлета от препятствия, игрока, клюшки.
Направление – заданное при помощи игровой клюшки, направленность перемещения шайбы.
Поздний силовой прием – воздействие на соперника, не владеющего шайбой.
Малый скамеечный штраф – наказание за несоблюдение правил, длится 2 минуты, сопровождается удалением игрока с поля.
Игровые действия – соперничество двух команд на игровом поле во время включенного секундомера.
Безответственные действия – действия одного соперника, подвергающие опасности другого.
Процесс броска – шайба движется в сторону ворот противника после удара по ней клюшкой.
Территориальное преимущество – решение, когда площадка вбрасывания приближается к воротам нарушителей правил, предоставляя соперникам все условия для завоевания выигрышного очка.
Уязвимая позиция – ситуация неготовности полевого игрока к приему противника, потеря владения и ведения шайбы.
Игра корпусом в хоккее
Изначально использование силовой игры корпусом было разрешено только в обороне, но после 1970 -ого года игра корпусом была разрешена по всей площадке. Правила игры в хоккей постоянно терпели незначительные изменения правил, но были и такие серьёзные правки, как отмена «красной линии», за которой игрок не мог принимать шайбу из своей зоны. Подобные изменения происходили постоянно, чтобы не заставлять зрителей на трибунах скучать и с интересом наблюдать за действиями на поле.
Игровая площадка и её изменения
Размеры игрового поля по критериям НХЛ и ИИХФ равны 58 на 30 метров. На официальных турнирах и соревнованиях допускалось небольшое отклонение от стандарта. Минимальной была разметка 20 на 40 метров. Позже основным размером, который используется по сей день, стала площадка 60,96 на 30 метров. Углы игрового поля закруглённые под радиусом 7 — 8 метров.
Бортики игровой площадки должны быть оборудованы защитным стеклом и сверху сеткой, чтобы не допустить попадания шайбы в болельщиков. По центру бортовой окантовки поля находятся с двух сторон дверцы, открывающиеся внутрь. На одной стороне располагаются запасные игроки, а на другой — оштрафованные. Высота самих бортов равна 1.20 метра над поверхностью поля.
Игроки
Перед началом игры тренер предоставляет судье список участников. В каждой команде могут быть 2 вратаря и 20 игроков. После того, как игра началась, вносить изменения запрещено. Если во время игры некоторых участников не хватает (например, из-за травм или штрафов), то ее прекращают.
Снаряжение хоккеистов состоит из коньков, клюшек, верхней формы и защитного снаряжения. Лезвия коньков должны быть безопасными, а клюшки – деревянными, алюминиевыми или пластиковыми. Ношение хоккейного шлема во время игры обязательно.
Игра
Во время игры у команды должен быть только один вратарь, который может заменяться другим участником. Начало игры – вбрасывание шайбы в центральной точке площадки. Команды защищают ворота, а также меняются ими после основного периода.
Нарушение – случай, когда зафиксирован физический контакт с соперником любого вида.
Существует 7 разновидностей штрафа: малый, малый скамеечный, большой, дисциплинарный, дисциплинарный до конца игры, штрафной бросок и матч-штраф. Малый штраф – игрока удаляют на 2 минуты без возможности замены, малый скамеечный – игрок удаляется на скамью оштрафованных на 2 минуты. Большой штраф предполагает удаление игрока с поля до конца игры. Если игрок одновременно получает и Малый, и Большой штраф, то последний отбывается в первую очередь.
Если участник получил дисциплинарный штраф, то он удаляется со льда на 10 минут и остается на скамье оштрафованных до тех пор, пока не произойдет ближайшая остановка игры. Дисциплинарный штраф до конца игры означает, что игрок удаляется до конца игры и отправляется в раздевалку. Матч-штраф – игрока удаляют до конца игры и заменяют его запасным. Вратарю запрещено отбывать штрафы, сидя на штрафной скамье.
Штрафы накладываются на различные нарушения: например, если один из хоккеистов толкнул соперника на борт, используя локоть. Однако толчком на борт не является ситуация, при которой соперник, пытаясь проскочить между бортом и атакующим, двигает шайбу и «провозится» по борту. Нарушениями являются и удар концом клюшки, неправильная атака, атака соперника сзади, отсечение (расположение тела на уровне колен соперника или ниже, в результате чего он или падает на колени, или получает удар по коленам), толчок клюшкой, грубость, драки, удары головой, высоко поднятые клюшки, задержки соперника руками или клюшками, атака игрока, который не владеет шайбой (что называется блокировкой), удар ногой, колющий удар, подножка, атака в область шеи или головы.
Если в хоккее участвуют женщины, то они должны носить полные лицевые маски, через которые не могут пройти ни крюк клюшки, ни шайба.
Поле
Поле для хоккея идентично футбольному. Это – прямоугольная ледяная площадка с закругленными углами размерами. По правилам ИИХФ размеры ее составляют 58 — 30 метров, а по правилам НХЛ — 60,96 х 25,9 м. По периметру поля возведены бортики высотой 120 см – 122 см.
Ворота
Ворота прочно укреплены на льду, но в то же время они сдвигаются, предотвращая травмы игроков. Размеры ворот: 122см — высота, 183 см — длина. К воротам подвешивают сетку, гасящую удары.
Команды
Команда включает 20 -25 игроков, но на поле выходят 5 полевых игроков и 1 вратарь, которого можно заменить на 6-го игрока. Замена игроков происходит во время матча или при остановке в игре. В овертайме на поле выходят 4 игрока и вратарь.
Продолжительность игры
Матч продолжается 3 периода по 20 минут с перерывам по 15 минут. Если матч сыгран в ничью, назначают овертайм, то есть дополнительное время игры. Если и овертайм сыгран в ничью, проводятся буллиты, то есть послематчевые броски. Овертаймы и количество буллитов согласовываются отдельно, но в рамках турнира.
Тайм – аут
В основном или дополнительном времени игры любая команда может взять один тайм–аут в течение 30 секунд. Тренер назначает игрока, который должен обратиться к Главному судье с просьбой о тайм–ауте во время обычной паузы в игре. Главный судья сообщит об этом секретарю игры. Затем игроки двух команд, находящиеся на поле, подъезжают к своим скамьям. Любая команда может взять тайм–аут вовремя одной и той же остановки. Но вторая команда, желающая взять тайм–аут, должна поставить об этом в известность Главного судью, пока не окончился первый тайм–аут.
Проброс в хоккее
Проброс — это ситуация, когда игрок одной из команд посылает шайбу со своей половины площадки (из-за красной линии), она проходит через всё поле и пересекая линию ворот второй команды, не касаясь ни одного хоккеиста. После проброса ввод шайбы в игру проводится в зоне защиты команды, которая его выполнила.
Проброс не фиксируется, если:
- В тот момент, когда игрок послал шайбу вперёд, пробросившая команда играла в меньшинстве;
- Проброс произошел непосредственно после вбрасывания шайбы;
- Игрок противоположной команды (за исключением вратаря) имел возможность подобрать шайбу до пересечения ею линии ворот, но не сделал этого;
- Вратарь, находясь за пределами площади ворот, двигался по направлению к шайбе;
- Шайба залетает в ворота (в этом случае засчитывается гол);
Офсайд в хоккее с шайбой
При нарушении правила входа в зону, фиксируется — офсайд (положение вне игры). Назначается, если шайба входит в зону одной из команд, и в этой зоне находится игрок противоположной команды (если оба его конька полностью находятся за линией, определяющей границу зоны).
Помощник главного арбитра поднимает руку вверх, и если игрок атакующей команды касается шайбы или она направляется в створ ворот, игру останавливают. Назначают вбрасывание в средней зоне. Если касания к шайбе не было, игру продолжают, но положение вне игры продолжается, пока все атакующие игроки не выйдут из зоны соперников или шайба не уйдет из этой зоны. При выполнении любого из условий помощник арбитра должен опустить руку и команды продолжат игру.
Нарушения в хоккее
Нарушениями считаются:
- Толчок на борт (силовой приём)
- Удар концом клюшки
- Неправильная атака
- Атака соперника сзади
- Отсечение (силовой приём в манере отсечения или на уровне или ниже уровня колен соперника)
- Толчок клюшкой
- Удар локтем
- Исключительная грубость (действие, не разрешенное правилами, которое приводит или может привести к травме соперника, представителя команды или судьи)
- Драки или грубость
- Высоко поднятая клюшка
- Задержка соперника руками
- Задержка руками клюшки соперника
- Задержка клюшкой
- Атака игрока, не владеющего шайбой (блокировка)
- Удар ногой
- Нарушение правил с использованием колена
- Удар клюшкой
- Колющий удар
- Подножка
- Атака в область головы и шеи
- Неспортивное поведение со стороны игроков
- Неспортивное поведение со стороны представителей команды
- Нарушение численного состава
- Умышленный выброс шайбы
- Умышленный сдвиг ворот
- Нарушение правил экипировки
- Умышленная задержка игры
- Игра высоко поднятой клюшкой
- Пас рукой
- Задержка шайбы
- Малый
- Командный
- Большой
- Дисциплинарный
- Дисциплинарный до конца игры
- Матч-штраф
- Штрафной бросок
Чемпионат КХЛ
Регулярный чемпионат Континентальной хоккейной лиги проводится раз в год. Что бы побороться за победу на льду сходятся команды из России, Белоруссии, Казахстана, Китая, Латвии, Словакии, Финляндии.
В ходе чемпионата каждая команда проводится 56 матчей — по два матча с каждым из соперников, плюс четыре дополнительных игры.
В результате этих игр определяется:
- победитель Регулярного Чемпионата КХЛ – обладатель Кубка Континента им. В.В. Тихонова;
- победители Дивизионов (всего 4);
- порядок занятых клубами мест в Конференциях (две конференции Восточная и Западная), для определения команд вышедших в плей-офф.
Что такое Плей-офф
Плей-офф это второй этап Чемпионата КХЛ — игры на выбывание.
По итогам регулярного Чемпионата КХЛ определяется обладатель Кубка Континента имени Виктора Васильевича Тихонова. По итогам плей-офф определяется чемпион России, которым становится лучший российский клуб, и чемпион КХЛ – обладатель Кубка Гагарина.
В плей-офф выходит по 8 команд из конференций, то есть всего 16 команд, занявших первые места в турнирной таблице, которые определяются по сумме очков, набранных во всех матчах Первого этапа Чемпионата. Команды разбиваются на пары, занявшая наиболее высокое место в таблице играет с той, что заняла наименьшее, вторая по счету – с предпоследней, и т.д. Это четвертьфинал — первый этап. Команды встречаются, пока одна из них не достигнет 4 побед.
Хоккей: правила игры, время
В хоккее допускается вывод на поле от каждой команды не более 6 игроков. Однако тренер или менеджер до начала матча должен согласовать командный состав с секретарем или судьей. Вносить изменения можно только до начала матча, так как затем изменения станут недопустимы.
Общее количество игроков 20 + 2 вратарей. Для начала матча требуется, чтобы на поле было не менее 5 игроков и 1 вратаря. Если по ряду причин отсутствует возможность у участников играть, например, из-за травм во время матча, то минимум, требуемый для продолжения турнира, составляет 3 игрока + 1 вратарь.
При отсутствии минимума человек, требуемого для продолжения матча по хоккею, главный судья объявляет о его окончании. Вратаря может заменить любой игрок команды.
Игра состоит из 3-х периодов. Время одного периода составляет 20 минут, отсчет начинается с момента заброса шайбы и заканчивается после свистка судьи. Перерывы в КХЛ до 17 минут, в МХЛ – до 15 минут. Сторона поля выбирается хозяевами.
Начало игры стартует на льду со вброса шайбы по центру поля, согласно расписанию. Затем команда гостей выходит на поле, после – хозяева. Цель команд – защищать свои ворота и стремиться забить шайбу максимальное количество раз в ворота противника.
После игрового периода проходит смена сторон поля, включая короткий, который проходит в дополнительное время. Если на вынужденную паузу тратится времени более 5 минут, то судья может объявить очередной перерыв. После возобновления периода, в такой ситуации смены ворот не происходит.
В хоккее для команд предусмотрена возможность брать не более 1 перерыва на 30 секунд. Это касается игрового основного или дополнительного времени. Просить о перерыве может только назначенный игрок при остановке матча. Игрокам допустимо пользование скамейками для отдыха.
В перерывы требуется, чтобы проводилась подготовка ледяной поверхности к игре. Для этого используются специальные машины, выравнивающие поверхность.В игре 30-ти секундный перерыв недопустим в ряде ситуаций:
- При выполнении серии бросков, позволяющих определить победителя;
- После окончания смены игроков текущего состава;
- В ходе периода, без команды судьи об остановке;
- В случае ошибочного вброса.
Вбрасывания
В хоккее вбрасывания проводятся на начальном этапе каждого матча или после остановок. Места вбрасываний строго определены разметкой игрового поля.
Вбрасывание в центральной части игрового поля выполняется:
- В начале периода;
- После допущения судьей ошибки в игре при определении вброса;
- Когда были взяты хоккейные ворота одного из соперников;
- При несвоевременной замене вратаря.
По правилам вброс осуществляется из точки последнего вбрасывания команды в защите, если:
- Остановка игры прошла в период, когда шайба была на площадке, ограниченной областью конечного вбрасывания и лицевым бортом;
- Шайба отлетела от судьи из-за неправильного взятия ворот;
- Атакующий игрок не смог реализовать штрафной бросок.
В игре вбросы в нейтральной части поля выполняются, если:
- Зафиксировано, что шайба находится вне игры;
- В игре зафиксированы нарушения правил атакующей командой на своей половине поля;
- Если после остановки игры один или два защитника, находящиеся возле синей линии, либо игрок, сидевший на скамейке, выкатывается в зону атаки за край круговой разметки.
Вбрасывания в хоккее на воображаемых линиях проводятся в ряде следующих случаев:
- При осуществлении передачи шайбы, когда судья объявил положение «вне игры»;
- При нарушениях одной из соперничающих команд в ближней точке, у которой произошла остановка, исключением являются специальные случаи, указанные в правилах.
Выдержка из правил Международной хоккейной лиги.
В случае остановок игры, которые не описаны в основных требованиях к проведению матчей, шайбу следует вбрасывать в ближайшей точке вброса или мнимой точке, ближайшей к месту последнего розыгрыша.
Положение «не в игре»
Факторы, свидетельствующие о положении «не в игре»:
- Шайба переместилась за синюю линию, а игрок обеими коньками находится за линией нападения;
- Шайба пересекла синюю линию нападения.
Краткая последовательность действий в игре
Согласно правил, матчи проводятся так:
- После вброса в хоккее полевые стремятся забросить в ворота противника шайбу и не дать завести ее на свою часть поля.
- Для получения очка в игре требуется выполнить заброс в ворота с соблюдением правил.
- Силовые столкновения являются наиболее эффективным средством для победы в игре. Именно поэтому выигрывают в хоккее напористые команды.
- В случае нарушения правил, судья определяет наказание.
- После окончания отведенного времени побеждает та команда, которая набрала в игре больше всего очков.
- Если определить победителя невозможно, то судьей назначается дополнительный период с временной продолжительностью 5, 10 или 20 минут.
Нарушения при вбрасываниях
В хоккее ошибочными вбросами считаются такие случаи:
- Игроком не занята правильная позиция;
- Зафиксировано нарушение правил;
- Создание необоснованной временной задержки;
- Появление на поле не участвующего в игре противника или союзника;
- Проведен вброс в игре ногой;
- Выигран вброс путем отбития рукой;
- Игрок пересек параллельные линии по периметру кругов для вброса;
- Произошел контакт хоккеиста с клюшкой противника;
- Не совпадает время вброса и начала периода.
Серия бросков
Серия бросков назначается судьей в том случае, если после дополнительного тайма победитель не определен. Между капитанами команд методом жеребьевки определяется очередность бросков.
Вратари становятся на свои ворота и защищают их. При необходимости их можно менять. Замена недопустима, если назначен повторный бросок. Допускаются все официально заявленные игроки для проведения бросков. Та команда, которая заработала максимальное количество очков, становится победителем.
В случае ничейного результата, броски проводятся до получения решающего очка одной из команд. При отказе от серии бросков, побеждает противник.
Если спорные моменты остались, главный судья советуется с судьей видеоповторов, затем принимает решение.
Источники
https://sport-igrok.ru/blog/hokkey/pravila-igryi-v-hokkey.html